Раль (Rall) барон Александр Александрович

Александр Александрович (Александр Франц фон) Раль (Rall); 1756, Ханау — 1833, Санкт-Петербург) — барон, российский придворный банкир, известный меценат и организатор музыкальной жизни С.-Петербурга начала XIX века, двоюродный брат Федора Федоровича.
Александр Франц фон Раль родился в Германии в городе Ханау в 1756 году и получил имя в честь своего отца — майора прусской армии Александра Франца Раля. Долгое время ничто в жизни будущего банкира не предвещало его будущую головокружительную карьеру, ведь до переезда в Россию Александр Франц занимался мелкой торговлей в лавке в родном городе. Крутой поворот судьба Раля совершила благодаря его дяде генерал-майору Федору Григорьевичу (Христиану Фридриху) Ралю (ум. 1797), с 1785 года служившему управляющим Мраморным дворцом в Санкт-Петербурге. Именно к нему в 1788 году и приезжает Александр Франц фон Раль. (В России он на русский манер начинает именоваться Александром Александровичем.) Дядя принял живое участие в судьбе племянника и устроил его в контору придворного банкира Ричарда Сутерланда, одним из ближайших помощников которого вскоре и стал Александр Александрович, быстро продвинувшись по службе.

Но в 1791 году Сутерланд в результате неудачных биржевых операций растратил казенные деньги и покончил с собой, чтобы избежать позора. Было назначено расследование, в ходе которого Ралю удалось доказать свою полную непричастность к этому делу. Но главным итогом этой истории стал вышедший в 1798 году указ Павла I об организации Конторы придворных банкиров и комиссионеров Воута, Вельо, Раля и К°. Созданная специально с целью избежания случаев, подобных истории Сутерланда, Контора вела дела с крупнейшими банкирскими домами Европы, добывая кредиты для России. Раль вскоре стал ее фактическим руководителем, завоевав негласный титул «короля» Санкт-Петербургской биржи.
Контора придворных банкиров поддерживала тесные отношения с кредиторам русского правительства и имела постоянные связи с банкирскими домами Гамбурга, Лондона, Лейпцига, Берлина, Вены, Дрездена, Генуи и других городов. Она использовала своих европейских корреспондентов для своевременной доставки денег в места дислокации подразделений русской армии и флота во время военных действий в Европе, а также дипломатическим представителям русского правительства за границей. Придворные банкиры участвовали в торговых операциях, занимались покупкой оружия и следили за состоянием вексельных курсов. Все компаньоны по придворной конторе имели свои собственные торговые дома или банкирские конторы и активно участвовали в деловой жизни империи и как частные лица.
Именным Высочайшим указом от 14 июля 1800 года Александр Александрович был возведен, с нисходящим его потомством, в баронское достоинство Российской империи. А в 1807 году Раль принял и российское подданство.
В столице Раль владел пятью домами, двумя дачами на Каменном острове, пятью дачами на Петергофской дороге, загородным домом в Екатерингофе и несколькими имениями в Санкт-Петербургской губернии. На него работала суконная фабрика на Малой Охте и писчебумажная в Нарвской части.
Внешность Раля была выразительной. По воспоминаниям его зятя Ф. Ф. Шуберта:
« Красивый, высокий человек, всегда во фраке, коротких панталонах и шелковых чулках; его волосы были напудрены и заплетены сзади в короткую толстую косичку <…> барон Ралль обладал индивидуальностью и сразу привлекал внимание в любом обществе и обычно нравился. »

Женился Раль на Елизавете Николаевне Молво (Элизабет фон Раль, 1768—1843), дочери богатого сахарозаводчика Германа Николауса Молво. И барон, и его жена были большими ценителями музыки, да и сами были превосходными музыкантами. Оба достаточно хорошо играли на фортепиано, а барон к тому же неплохо владел скрипкой. Дом барона на Английской набережной, 72, купленный еще в 1790 году, стал одним из самых известных музыкальных центров Санкт-Петербурга конца XVIII — начала XIX веков. Практически все известные музыканты и певцы, приезжавшие в российскую столицу, бывали в этом доме.
В музыкальном салоне в доме Раля в С.-Петербурге выступали виолончелист Д. Г. Бахман, композитор и капельмейстер Н. Поморский, композитор и фаготист А. Булландт, жили иностранные музыканты.
Но, пожалуй, в историю русской музыки барон Раль в первую очередь вошел как основатель в 1792 Нового музыкального общества и один из основных создателей в 1802 году Кассы музыкантских вдов, преобразованной в 1805 году в Санкт-Петербургское филармоническое общество, почётным директором которого Раль был избран.
Долгое время семья барона Раля находилась на вершине счастья и благополучия, но в 1817 году, дела барона пришли в полное расстройство, и он обанкротился. Восстановить состояние так и не удалось, а в апреле 1833 года Александр Александрович скончался и был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. От некогда громадного состояния Ралей остался только дом на Английской набережной. Вероятно, он также пошел бы в счет уплаты долгов, но император Николай I, вспомнив об услугах Раля государству — особенно в период войны 1812 года, когда барон, не колеблясь, рисковал всем своим состоянием, — оставил дом вдове Раля с тем условием, чтобы после ее смерти он был разделён на равные доли между

Жена: Раль (Молво), Елизавета Николаевна (1768—1843) — дочь сахарозаводчика Германа Николауса Молво
Дети:
Раль, Александр Александрович (? — до 1831 г.)
Раль, Николай Александрович (1791—1831)
Шуберт (Раль), Софья Александровна (1801—1833) — жена учёного-геодезиста генерала Фёдора Фёдоровича Шуберта
Раль, Фёдор Александрович (1802—1848) — музыкант, композитор и дирижёр, автор первой аранжировки для военного оркестра оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Мейер (Раль), Елизавета Александровна
Раль, Юлия Александровна (1798—1848)
Сенковская (Раль), Аделаида Александровна (1806—1859) — жена известного ориенталиста, писателя и журналиста Осипа Ивановича Сенковского
Брюллова (Раль), Александра Александровна (1810—1885) — жена архитектора и художника Александра Павловича Брюллова

Козырева М. Г. Придворный банкир А. Раль // Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 205—211.
Березовский Б. Филармоническое Общество Санкт-Петербурга. История и современность. // КультИнформПресс. СПБ. 2002. С. 33-36.
Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801—1917: Энциклопедический словарь-исследование. // СПб.: Композитор * Санкт-Петербург. — 2010. — Кн. 2: М-Я. Т. 11 — С. 256—257.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.