Ралль (Ралль 2-й) Александр Федорович

Александр Федорович Ралль (Ралль 2-й) 178? — 1812, прожил короткую, но славную жизнь. Про Александра Федоровича Ралль – 2 го известно, что он выпущен из камер-пажей в 1802 году. По другим данным он воспитывался в Артиллерийском и инженерном шляхетном корпусе. Возможно тут нет противоречия.

В «Истории гвардейской артиллерии» значится:

«Ралль – 2й» произведен в поручики 1805 (№ 69). Был в роте Костенецкого при Аустерлице (стр . 76 в сноске). Фридланд, 1807. Поручик Ралль-2й значится у Костенецкого (111)
Был ранен при Фридланде (112). Получил за Фридланд — Владимира 4й степ. (117)

О геройских дествиях роты Костенецкого при Аустерлице и Фридланде известно следующее:

«Под Аустерлицем гвардейская артиллерия не раз вылетала карьером навстречу противнику, била картечью почти в упор и успешно маневрировала вместе с конницей. А когда пришлось отступать без всякого прикрытия, и французские кавалеристы бросились отбивать пушки, то, как пишет современник, «картечь, палаши и банники стали грозными орудиями обороны». Четверть конского состава была перебита, орудия вязли в размокшей от дождя земле, и не раз Костенецкому приходилось во главе своих подчиненных устремляться в контратаку. И все же 4 орудия удалось вывезти, а два пришлось заклепать и бросить».
«В сражении под Фридландом они громили противника с дистанции в двести метров и за день выпустили тысячу пятьсот снарядов, а после боя, при отходе армии через реку Алле, все орудия были переправлены вброд, причем сам командир работая по пояс в воде показывал пример подчиненным».

Из Истории лейб-гвардии конной артиллерии, стр. 39:

«Четыре орудия поручика Раля, и сам командир роты полковник Костенецкий, оставались при лейб-гусарах. Хотя раны Костенецкого, полученные два дня назад, были в перевязках, он ходил в атаки с гусарами, своим любимым войском. Когда в одном из передвижений орудия Раля попали в рытвину оврага, то Костенецкий немедленно явился с гусарами спасать орудия. Во время замешательства Раль, уже два раза раненый, почувствовал сильный обжег на шее. Поднявши руку к больному месту, Раль ощупал, что пуля снесла часть воротника с кожей — другая пуля пронзила кивер. Ослабевшего Раля заменил Столыпин».

Александр был трижды ранен в этом деле и награжден орденом Св. Равноапостольного кн. Владимира 4го класса с бантом.

В апреле 1811 года командиром лейб-гвардии конной артиллерии был назначен полковник Козен. В этой должности он встретил начало войны с Наполеоном и уже на третий день принял участие в двухдневных боях под Витебском. Затем отходил в составе войск 1-й Западной армии в глубь страны, 5 и 6 августа сражался за Смоленск. Надежной опорой для него в этих боях стали его молодые коллеги по кадетскому корпусу: в первой батарее Ростислава Захарова они составили 77 процентов от всех офицеров, во второй — Александра Ралля 2-го — 68.
Геройски проявили себя обе батареи в Бородинском сражении, введенные в бой из резерва в решающие моменты битвы. Они с честью выполнили поставленные перед ними боевые задачи, хотя и понесли огромные потери: от полученных ран скончались Р. Захаров и А. Ралль, убито было шесть офицеров, выбыло из строя 110 нижних чинов убитыми и ранеными, пало 113 лошадей.
Генерал-майор Бороздин рапортовал:

«Описав действие 1-й Кирасирской див. И отличившихся чиновников, в оной находившихся, остается теперь донести и о л.-гв. Конной Артиллерии. Оная, под командою полк. Козена, заняла интервал, оставленной нашими войскамии противу неприятельской кавалерии и артиллерии втрое сильнее нашей, наводившей ужасный вред, а особливо Астраханскому Кирасирскому полку. Полк. Козен, несмотря на большой урон, будучи искусен в своем ремесле и храбр, выдерживая сколько можно, наносил вред неприятелю, наконец, чтоб усилить удары на неприятельскую батарею, он, Козен, с позволения его
светлости, г. главнокомандющаго армиями, подкрепил то место батарейною ротою подполк. Дитерихса 4-го. Огонь был усилен и неприятельская батарея
принуждена была молчать и сняться. Г. Козен свидетельствует отличную храбрость г. г. офицеров: кап. Ралла 2-го, шт.-кап. Столыпина, подпоруч.:
Бартоломея,. Давыдова, бар. Корфа, Куприянова, а особливо: Бистрома, Гельмерсена и Гижицкаго, которые при совершенном разстройстве батареи от
неприятельских картечных выстрелов, удерживались с четырьмя орудиями долгое время…»
Ген. -м. Бороздин ген. Барклаю де-Толли, 7 сентября
1812 г.
(Д. В. -У. А., № 1925, л. 15—20).

На Бородинском поле установлен монумент 2-й лейб-гвардии конной артиллерийской батарее капитана Александра Федоровича Ралля.
Сам Александр Федорович, раненый 26 августа в ногу, был доставлен в Москву, а затем к матери в Петербург. Там он и умер от этой раны.
Имя его, в числе гвардейцев артиллеристов, убитых и умерших от ран в 1812-1814гг., было занесено на мраморную доску Сергиевского собора в Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.