
Пётр Андреевич Кикин (27 декабря 1775, Алатырь, Симбирская губерния — 18 мая 1834, Санкт-Петербург, похоронен на Тихвинском кладбище) — дежурный генерал при ставке М. И. Кутузова во время войны 1812 года, с 1816 года статс-секретарь Александра I.
В 1820 году вместе с князем Гагариным и Мамоновым организовал общество поощрения художников. Как казначей этого учреждения оказывал меценатскую помощь и поддержку К. П. Брюллову, А. Г. Венецианову, А. А. Иванову.
Родился в большой семье (12 детей) секунд-майора Андрея Ивановича Кикина (1747—1790) и Марии Фёдоровны, урождённой Ермоловой (1754—1819). При крещении получил имя Варфоломея, которое никогда не использовал.
Ещё в детстве был записан в гвардию и уже к 10 годам произведён в сержанты. Обучался в пансионе при Московском университете. Службу начинал прапорщиком в гвардейском Семёновском полку, участвовал в турецкой войне.
В качестве флигель-адъютанта состоял при генералах Михельсоне, Мейендорфе, князе Прозоровском и при особе государя Александра Павловича. В 1812 году — полковник, исполнял обязанности дежурного генерала 1-й Западной армии, участвовал в сражениях при Валутиной Горе (был ранен в глаз), Бородине (ранен во время контратаки на Курганную батарею), Красном.
5 февраля 1813 года награждён орденом Святого Георгия 3 степени № 266:
В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражениях против французских войск в течение нынешней кампании.
В 1813—1814 гг. командовал бригадой. Отличился в сражении при Лютцене. По возвращении из Парижа оставил военную службу.
В 1816 году, по личному желанию Александра I, граф Аракчеев упросил Кикина вступить снова на службу, и он был назначен статс-секретарем по принятию прошений на высочайшее имя. На этом посту он отличался прямотой и твердостью; если он был убежден, что решение императора по доложенному им делу несправедливо, — то он не затруднялся снова входить с тем же докладом и нередко добивался того решения, которое считал справедливым. Подробные воспоминания о Кикине оставил служивший под его началом Д. Н. Свербеев:
Русскую юриспруденцию, всё наше судопроизводство, всю переписку, к нему относящуюся, — всё это он почитал какими-то элевсинскими таинствами, профанам недоступными. Чем туманнее и запутаннее бывала какая-нибудь бумага, тем казалась она ему дельнее.
Портрет работы Карла Брюллова
Кикин оставил по себе память как рачительный сельский хозяин, положивший много трудов на благоустройство усадьбы Алешня Ряжского уезда, приобретённой в 1825 году его богатой тёщей Е. В. Торсуковой, которая жила рядом с зятем. Он принимал активное участие в делах Московского общества сельского хозяйства, опубликовал ряд статей по сельскохозяйственным вопросам, пропагандировал муравьёвский способ кошения злаков («косою с лапкою вместо жнитва»), экспериментировал с дублением овчин.
Сельскохозяйственным занятиям в Алешне сенатор Кикин всецело предался после выхода в 1826 году в отставку. Председательствовал в одном из отделений Вольного экономического общества. Им было сделано многое для улучшения быта своих крестьян. В начале XX века усадьба Алешня была основательно перестроена министром земледелия А. С. Ермоловым
https://ru.wikipedia.org/