
Голицын, Дмитрий Владимирович, (1771—1844) светлейший князь — военный деятель Наполеоновских войн (генерал от кавалерии), который в течение четверти века осуществлял управление Москвой (1820-44, в должности военного генерал-губернатора).
Из московской ветви князей Голицыных, сын В. Б. Голицына и Н. П. Голицыной, известной в светском кругу как «усатая княгиня». До конца жизни он глубоко чтил свою своенравную мать, которая всегда была строга к сыну, и даже тогда, когда он сделался генерал-губернатором, обращалась с ним как с мальчиком[1]. Страдая от близорукости, князь Дмитрий редко расставался с лорнетом, и всему московскому обществу был известен его характерный отрывистый смех.
6 января 1820 года Александр I назначил Голицына московским военным генерал-губернатором. 31 октября 1821 года — членомГосударственного совета.
Голицын управлял Москвой 24 года, до своей кончины, и приложил много сил и энергии для восстановления города после Великого пожара. Среди мероприятий его губернаторства можно отметить следующие:
Устройство Воскресенского сада над старым руслом Неглинной.
Строительство существующих зданий Большого и Малого театров.
Закладка храма Христа Спасителя.
Возведение постоянного Москворецкого моста.
Открытие Первой Градской и Ново-Екатерининской лечебниц.
Обустройство бульвара на Кремлёвской набережной.
Строительство триумфальных ворот у Тверской заставы.
Москвичи ценили его доступность, гостеприимство и справедливость, да и сам император Николай I осыпал его милостями, дав ему титул светлейшего (16 апреля 1841 года), орден Святого Андрея Первозванного и свой портрет, украшенный алмазами. 8 ноября 1831 года был определен в свиту Его Императорского Величества с пожалованием вензелей императора Николая I на эполеты. 21 октября 1834 года назначен шефом Орденского кирасирского полка.
В последние годы жизни часто болел. В 1843 году уехал лечиться во Францию, где и скончался на второй день Пасхи. По словам Корфа, «преблагороднейший и предобрейший» князь «уронил себя во мнении Москвы, и вообще всей публики, через любовную связь с одной замужнею женщиною, которую он взял даже с собой за границу, но которая умерла на самых первых порах их путешествия ещё в Берлине».
Похоронен в Донском монастыре в усыпальнице князей Голицыных — церкви Михаила Архангела. Хотя князь Дмитрий был «очень равнодушен к религиозным верованиям», при получении известия о его кончине, по свидетельству Корфа, православную Москву захлестнули лицемерные панихиды, причём появились в его память не только стихотворения, но и «эмалированные траурные перстни и кольца».
Согласно «Русским портретам», князь Дмитрий Голицын был видный мужчина, высокий ростом, с величественной осанкой, имел правильные черты и хороший цвет лица. Проведя свою первую молодость в чужих краях, он хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский, так что когда сделался московским генерал-губернатором и ему приходилось говорить где-нибудь речь, он сам писал её на французском языке, потом отдавал для перевода на русский и почти затверживал, чтобы суметь прочитать по бумажке[1]. До самой старости у него сохранялось в выговоре что-то иностранное. Он был очень близорук и от природы (а возможно и от недостаточного знания родного языка) весьма застенчив, что плохо знавшие его люди нередко принимали за аристократическую спесь и гордыню. К примеру, для Корфа генерал-губернатор был
«более француз, нежели русский, а в существе приверженец всех предрассудков и поверий высшей касты», который плохо разбирался в людях и оттого был вечно «окружён всякими пронырами».
Был женат на Татьяне Васильевне Васильчиковой 1783—1841, дочери бригадира, новгородского губернского предводителя дворянства В. A. Васильчикова, родной сестре николаевского временщика князя Васильчикова. В браке имели детей:
Екатерина Дмитриевна (1802—1881), замужем за гофмаршалом князем Н. В. Долгоруковым (1789—1872), сыном В. В. Долгорукова.
Наталия Дмитриевна (1804—1880), замужем за графом Н. А. Протасовым.
Владимир Дмитриевич (1815—1888), генерал-адъютант императора Александра II
Борис Дмитриевич (1819—1878), генерал-адъютант, женат на Екатерине Владимировне Левашовой, дочери В. В. Левашова; сын — Дмитрий (1851—1920).
Приёмная дочь — Екатерина Павловна Розенгейм (дочь турчанки, вывезенной с театра военных действий). Супруг — Данзас Борис Карлович 1799—1868, директор департамента министерства юстиции, обер-прокурор Сената, действительный тайный советник, первоприсутствующий уголовного кассационного департамента (брат К. К. Данзаса).
https://ru.wikipedia.org/
Генеалогия
Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сб. — М., студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Т. VII. — С. 365.
Князь ГОЛИЦЫН Дмитрий Владимирович — Московский военный генерал-губернатор (Проверено 10 мая 2012)