Так мой прапрадед, Константин Федорович Ралль, озаглавил, переплетенные им в объемистый, голубого бархата том, письма. Много писем, более двухсот пятидесяти, за 1808 -1831 года.
Большинство принадлежат перу его матушки, Марии Дмитриевны, урожденной Римской-Корсаковой и адресованы, главным образом, ее мужу, полковнику артиллерии, Федору Федоровичу Ралль. Меньшая часть написана ее старшими детьми: Николаем, Сергеем и Анастасией. Хранятся они в фондах музея — квартиры Пушкина на Мойке 12.
Мне, как потомку, было любезно позволено их оцифровать. Несколько лет я читал их и набирал текст.

Александр Молинари — http://www.rulex.ru/rpg/portraits/24/24556.htm
Надо сказать, повезло с тем, что основной язык “писем” русский, потому что Федор Федорович не знал или недостаточно хорошо владел французским, а Мария Дмитриевна с трудом, как сама признается, разбирала немецкий. Грамотность вовсю хромает, то есть, как слышим так и пишем и чудовищная пунктуация. У меня не научный труд, поэтому позволил себе немного подправить, но еще достаточно осталось для колорита.
Мне читать письма было очень интересно. И дело не в том, что это мои прапра…, а в том, что позволили с головой и надолго окунуться в иную эпоху.
«Письма» самые обыкновенные, житейские, без литературных изысков, писанные не на показ, а для близкого человека, которому без нужды что-либо подробно объяснять. Но у Марии Дмитриевны они выходят живыми, даже если разговор о ценах и видах на урожай. Этих разговоров в «письмах» хватает — она из числа рачительных хозяек, что даже странно, поскольку, рано осиротев, была воспитана в доме своей тетки, знаменитой на всю Москву Марии Ивановны Римской-Корсаковой, той, о которой писали князь Вяземский в «Записках» и Гершензон в своей книге «Грибоедовская Москва». Кстати, в последней Мария Дмитриевна упомянута, как любимая племянница Марии Ивановны. Уж эта жила широко, в балах и празднествах, слишком широко даже для ее немалого состояния. Мария Дмитриевна ее обожала, называла «маменька», но в пример себе не брала.

http://www.liveinternet.ru/users/4805314/post331122397/
В «письмах» упоминаются сотни имен, порой весьма громких. Где смог я их прокомментировал, что надеюсь добавило содержательности. Здесь я хочу придерживаться правила, на очень известных лиц помещать только указание, а на прочих — дам все, что сумею отыскать. Комментарий не окончен и желающие могут к процессу присоединяться.
Естественно, что Мария Дмитриевна пишет мужу только во время их разлуки, поэтому письма группируются пунктиром — то густо, то пусто. Так я их и буду публиковать, предваряя каждую группу коротким прологом для пояснения событий и заполнения пустот.
Кроме того отдельно выложу статьи о семействе Ралль и ветви Римских-Корсаковых, к которой принадлежит Мария Дмитриевна.
В заключение признаюсь, что я всего лишь историк-любитель, кроме того впервые публикую свои материалы. Если ошибусь в подаче, дам неверный комментарий, ссылку или где- либо пропущу указание на авторство, то не судите строго, но поправьте меня. Я готов исправлять ошибки, прислушиваться к советам и обсуждать любую, связанную с «письмами» тему. Очень надеюсь пройти с вами весь путь публикации «писем» от начала до конца.